Афроцентристская мода
25.02.2020Концепция готовой одежды появилась в Нигерии благодаря дизайнеру Шейд Томас-Фам (род. 1933). Она обучалась в Лондоне и в 1960-е гг. открыла серию бутиков в Лагосе, предлагая современные простые версии традиционных нигерийских изделий, например, белой хлопчатобумажной buba, которую носили в сочетании с полосатой ase оке /го (юбкой внахлест) и ipele (шалью), элитная группа денди, известных, как sapeurs, главным интересом которых была высокая мода. Это движение зародилось в Киншасе и Браззавиле в 1920-е гг., когда мужчины, невзирая на нищету, занялись формированием изысканного европейского стиля с буржуазными аксессуарами, включая монокли, галстуки-бабочки и трости. Их обширный гардероб был дополнен джентльменским кодексом поведения и моральных принципов, благодаря которым они воспринимались как местные знаменитости. После обретения Конго независимости в 1960 году экономическая нестабильность и диктатура президента Мобуту, запретившего западную одежду в 1971, привела к эмиграции большинства sapeurs в Париж. Там они облюбовали многочисленные кафе и могли более свободно подбирать дизайнерскую одежду, или griffes, как они ее называли. Облачаясь в одежду своих бывших притеснителей и до крайности утрируя свой стиль, они стали основателями новой бунтарской современной формы одежды, превратив искусство быть стильным в некое подобие религии. Стиль sapeur сохраняет свои позиции и по сей день.
Напротив, французская мода продемонстрировала первые признаки влияния Африки в 1960-е гг., благодаря Иву Сен-Лорану (1936-2008), который родился и вырос в Оране, Алжир. Впоследствии он часто бывал в Марракеше, Марокко. Его знаменитая весенне-летняя коллекция в африканском стиле, запущенная в 1967 году, состояла из нескольких цельнокроеных платьев из рафии и деревянных бус (внизу). В американском Harpers Bazaar эта коллекция была описана как «фантазия первобытного гения - раковины и африканская бижутерия прикрывала грудь и бедра, оплетая талию». В 1968 году дизайнер изобрел легендарный жакет-сафари, и в последующих его коллекциях встречались принты с животными мотивами, включая североафриканские туники, кафтаны, джелабы и тюрбаны.
Скучаете? Заходите в вулкан гранд казино. Увлекательные слоты поднимут настроение.
Ив Сен-Лоран одним из первых вывел африканских и чернокожих моделей на международные подиумы в 1960 и 70-е гг. наряду с домами мод Пако Рабана, Пьера Кардена, Куррежа, Оскара де ла Ренты, Тьерри Мюглера, Живанши и Холстона, а также афроамериканского дизайнера Стивена Берроуза (род. 1963). Африканские модели Ребекка Айоко, Хадиджа Адам и Катуша Найан дефилировали наравне с ямайской моделью Грейс Джонс и афроамериканками Сэнди Басс, Билли Блэр, Туки Смит и Бэтенн Хардисон. Самые известные ы Harpers Bazaar, Life и Vogue последовали их примеру, поместив на обложку фотографии принцессы Элизабет фон Торо из Уганды и афроамериканок Наоми Симс и Донвайл Луны в 1969, 1969 и 1966 гг., соответственно. Однако самой известной темнокожей моделью стала Иман. В 1975 году она появилась на нью-йоркском модном Олимпе на фотографиях Питера Берда, который заявил, что она безграмотная представительница племени, которую он нашел в Сахаре. На самом деле Иман родилась в Сомали и была дочерью посла и врача. С Бердом она познакомилась во время учебы в Университете Найроби. План фотографа сработал, и Иман стала первой моделью, заключившей контракт с Vogue. Она стала музой Ива Сен-Лорана и по сей день остается одной из самых успешных африканских моделей всех времен. Сам Берд прославился своими африканскими фотографиями, которые он делал на заказ для ов, использовавших их в качестве фона. В ответ руководство Vogue направило фотографа Нормана Паркинсона в Эфиопию, а Франко Рубартелли принадлежит серия фотографий немецкой модели Верушки в Мали в жакете-сафари от Ива Сен-Лорана.