Русская архитектура XII и XIII в.в.
17.04.2020Новой чертой в Русской архитектуре XII и XIII в.в. стало воспроизводство в кирпиче над сводами элементов из деревянного зодчества, а именно «бочки»,. Этим приемом было положено начало сооружению над зданием нескольких ярусов кокошников, получивших широкое распространение в русской архитектуре XV-XVI в.в. Кроме этого русские мастера создали новую конструктивную систему ступенчатых арок, согласно которой подкупольные арки расположены на ступень выше, чем цилиндрические своды концов креста. Все эти новшества хорошо видны на фасадах Пятницкой церкви г. Черникова.
Ступенчатые арки и ярусы кокошников получили широкое распространение в архитектуре Московского государства XV-XVII в.в. и стали одной их характерных особенностей русской архитектуры того времени.
При строительстве Москвы в XV-XVII в.в. наряду с белым камнем в строительстве монументальных сооружений начинают применять кирпич, который в качестве строительного материала имел ряд преимуществ по сравнению с белым камнем (известняком). Известняк добывался в ограниченном количестве пунктов и должен был перевозится на далекие расстояния, его обработка была трудоемка и давала большой отход материала. По этому, начиная с XVI в., белый камень стал преимущественно применятся как материал для декоративной отделки зданий. Из тесаного камня обычно выкладывались также цокольная часть зданий, подклеты, подвалы.
Любите азартные игры? Заходите в казино Вулкан Ставка и зарабатывайте на своем хобби.
Кирпич изготавливался разных размеров. Наиболее распространен был так называемый «большой руки» или «большемерный» размером 31х14х8 см (выложены стены Московского Кремля), либо 30х14х7 см (Архангельский собор в Кремле). Своды выкладывались из кирпича меньшего размера, например 29х11х7 см (Успенский собор в Кремле), толщиной 1 или 1,5 кирпича, а стены сводчатых палат в 3-5 кирпичей. Толщина стен рассчитывалась на погашение распора свода.
В 1474 г. обрушился еще не законченный Строительством Успенский собор - первое новое монументальное здание Кремля, воздвигавшийся под руководством московских мастеров Кривцова и Мышкина. Здание уже было выведено до сводов, когда рухнула северная стена, в толще которой была установлена лестница на хоры, и часть западной стены с хорами [3]. Вызванные исследовать причину катастрофы опытные мастера из Пскова похвалили гладкость тески камня, но признали раствор, на котором было выложено рухнувшее здание «некле- евитым», однако сами от строительства собора отказались. Тогда правительство поручило ехавшему в Венецию русскому послу пригласить в Москву опытного итальянского мастера. Таким оказался известный олонский архитектор Аристотель Фиораванти. Московские заказчики желали, чтобы Фиораванти строил по русский и предварительно послали его во Владимир т а Север для изучения лучших сооружений древней Руси.