var _gaq = _gaq || []; _gaq.push(['_setAccount', 'UA-37977709-1']); _gaq.push(['_trackPageview']); (function() { var ga = document.createElement('script'); ga.type = 'text/javascript'; ga.async = true; ga.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https://ssl' : 'http://www') + '.google-analytics.com/ga.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(ga, s); })();

Опрос

Какой продукцией вы бы расширили ассортимент интернет магазина Мадам.Му?

Дерзость, пронизанная бессилием

09.01.2021

Этот кризис не был точечным или единообразным. Разногласия существовали не только между Сецессионом и Академией, но и между экспрессионистской эстетикой таких молодых художников, как Шиле и Кокошка, и духом ар-нуво таких представителей Сецессиона, как Климт, отстаивавший принцип «синтеза искусств». Примером подобного синтеза, или Gesamtkunstwerk, служил спроектированный Хоффманом в 1905-1911 годах Дворец Стокле в Брюсселе, для которого Климт создал настенные мозаики с мотивом ветвящегося дерева [2|. Сецессион был расколот и внутренне. Его ремесленные мастерские (Werkstatte) развивали декоративные искусства (Климт, например, прибегал к старинным техникам темперы, сусального золота и мозаики), отвергаемые другими модернистскими стилями: многих сторонников абстрактного искусства отвращало само понятие «декоративного». С другой стороны, заостряя экспрессию линии и цвета, Сецессион поощрял модернистские эксперименты с абстрактными формами. Таким образом, Сецессион оказался в плену противоречий: на уровне стиля — между фигуративностью и абстрактностью, на уровне настроения — между хандрой fin-de-siecle [франц. конец века. — Пер.] и свойственной началу столетия joie de vivre [франц. радость жизни. — Пер.]. Острая, почти неврастеническая линия, свойственная картинам Климта и развитая Шиле и Кокошкой, стала отражением этого конфликта.

Позднее великий немецкий критик Вальтер Беньямин (18921940) распознал в этой внутренней напряженности культивируемого Сецессионом стиля ар-нуво фундаментальное противоречие между индивидуалистическим принципом рукотворного искусства и коллективным принципом промышленного производства:

Преображение одинокой души было целью [ар-нуво], а индивидуализм — его теорией. У [бельгийского архитектора Анри] ван де Вельде дом оказался выражением индивидуальности. Орнамент для такого дома был тем же, что и подпись автора для картины. В этой идеологии не отразилось истинное значение ар-нуво. Этот стиль представлял собой последнюю попытку искусства вырваться из осаждаемой техникой башни из слоновой кости. Он мобилизовал весь запас внутренних сил, нашедших выражение в медиумическом языке линий, в цветке как символе нагой Природы, противостоящей технически оснащенной среде.

Хотите испытать удачу? Выбирайте платные игровые аппараты вулкан 24, делайте ставки и выигрывайте.

Если ар-нуво представляло собой последнюю попытку искусства вырваться на волю, то Сецессион заявил о полнейшем затворничестве в башне из слоновой кости, о чем свидетельствовало его белое здание, украшенное цветочным орнаментом и решетчатым куполом, которое было задумано архитектором Ольбрихом как «храм искусства, способный стать спокойным, изысканным пристанищем любителю искусств». Так что, разорвав отношения с Академией, Сецессион поспешил укрыться в еще более уединенном пространстве эстетической автономии. При этом — и здесь обнаруживается ещеодно противоречие — Сецессион считал эту автономию выражением духа своего времени, о чем заявлял лозунг, начертанный под куполом его здания: «Каждой эпохе — свое искусство, искусству — его свободу». В этом, как могли бы сказать его современники — венские историки искусства, заключалась «художественная воля» (Kunstwollen) нового движения.