Формирование нью-йоркской школы фотографии
31.08.2021Ключевую роль в формировании нью-йоркской школы фотографии сыграл Алексей Бродович ( 1898-1971), в 1934 году назначенный художественным редактором «Харперс Базар». Белогвардейский офицер, бежавший из России в Париж, когда к власти пришли большевики, Бродович в 1930 году переехал в США, исполненный ностальгии по утраченной культуре царской империи и желания сохранить изысканный вкус ее последних плодов, подобных труппе «Русского балета» Сергея Дягилева. Движимый чуть ли не патологическим стремлением возродить аристократическую элегантность и стиль, он прятал вульгарность американской потребительской культуры за обольстительным блеском исключительности, прибегая, в частности, к обману, с помощью которого мода преодолевает классовые границы, форсируя за счет неодолимой социальной зависти покупательскую способность среднего класса.
Другим ресурсом Бродовича была известная ему по двадцатым годам, проведенным в Париже, снобистская версия авангарда, которая поставила художественный радикализм на службу формирующемуся аппарату масскультурного господства. Уже в 1930 году Бродович писал: Сегодня рекламный художник должен быть не только искусным ремесленником, обладающим сложностью находить новые средства преставления, он (должен понимать и представлять заранее вкусы, желания и привычки потребителя-зрителя и толпы. Современный рекламный художник должен быть первопроходцем и лидером, он должен бороться с рутиной и с дурновкусием толпы.
Хотите купить запчасть на мотоциклы? В интернет-магазине Royal-Shop вы найдете большой выбор комплектующих по доступным ценам. Профессиональные онлайн-консультанты помогут определиться с выбором и оформить заказ.
Первый (и единственный) фотоальбом Бродовича, «Балет», вышедший в Нью-Йорке в 1945 году с текстом танцевального критика Эдвина Денби, выглядит как великолепный и скорбный оммаж блестящим осколкам «Русского балета». Это его однократное выступление в качестве фотографа, как проницательно заметил Кристофер Филлипс, «одновременно волнует и тревожит. В этих ускользающих формах и неожиданных превращениях открывается фантасмагория самой памяти».
«Балет» — первая книга нью-йоркской школы, в которой фотография, обещавшая стать социополитической хроникой XX века, оборачивается меланхолическим призывом, обращенным к исчезающей элитарной буржуазной культуре XIX века. Бродович понимал, что это обращение тщетно, а его образы эфемерны: ценой, которую фотографии надлежало заплатить за возможность пробудить воспоминания об элитарной культуре, была уступка требованиям культуры «спектакля» (очевидная в кинематографическом построении его книги, а также в смещении внимания с фигур танцовщиков на технические эффекты фотографии). В дальнейшем Бродович не занимался фотосъемкой, но он стал учителем и художественным редактором для целого поколения фотографов, направлявшим переход этого медиума от социальной документалистики к коммерческой пропаганде.