Герой виолончельной пьесы
07.01.2017Справедливо писал Я. Бургаузер: «Оба инструмента индивидуализированы, удвоение крайне редко, и цель его чисто красочная. Некоторые эпизоды обладают волшебным колоритом (аккордовые мелодические pizzicato виолончели в сочетании с воздушными фигурациями фортепиано). Яначек проявляет здесь высокое чувство и мастерство в использовании звуковых возможностей обоих инструментов, а не впадает в обычную концертно-виртуозную манеру». Индивидуализация каждого из инструментов и мастерское сочетание их «голосов» выполняют определенную музыкально-драматургическую задачу, исключающую самодовлеющую виртуозность. Франшиза на открытие дома престарелых будет актуальной настоящее время, ведь количество пенсионеров с каждым годом растет.
«Сказка» открывается задумчиво-лирическим фортепианным вступлением, вводящим в волшебно-таинственный мир. Краткие фразы виолончели pizzicato несколько раз как бы перебивают рассказ, а затем виолончель запевает страстную мелодию, главенствующую на протяжении всей первой части. Виолончельную фразу принято характеризовать как героически-фанфарную. Представляется, что pizzicato призвано также вызвать ассоциацию с гуслями. «Струны вещие Баяна», начиная с Глинки и продолжая Римским-Корсаковым, Бородиным, Лядовым, в русской музыке всегда связаны с прославлением жизни и подвига. У Яначека это голос героя, сначала звучащий «за кадром», а затем вступающий в действие. Композитор применяет pizzicato и в последующих частях «Сказки». Звучание виолончели и фортепиано - это и перекличка голосов, и диалог, где один инструмент вопрошает, а другой отвечает, подхватывает и развивает мелодию, и дуэт.
В «Сказке» два плана - повествовательный и лирико-драматический. Из рассказа о событиях прошлого вырастает действие. Властью музыки воскресают «преданья старины глубокой». Они окутаны сказочной дымкой. Каждая из частей завершается на затухающей звучности, словно образы, вызванные творческой фантазией, исчезают.