Сюрреалистический пейзаж
02.02.2017Зрителям «Вакханалии» представал сюрреалистический пейзаж, соединявший в единой композиции зеленую холмистую долину в центре и желтые пески пустыни (по бокам), среди которых неизвестно как здесь оказавшиеся останки корабля в виде ребристого остова неведомого гигантского животного. А на первом плане вылепленный с предельной скульптурной осязаемостью и натуральностью белый Лебедь, широко раскинувший крылья, расколотые трещинами, и грациозно выгнувший свою длинную шею. Его грудь трагически раскрыта рваным проемом входом, осененным треугольником портика. Сюрреалистическая версия итальянского Ренессанса представала в эскизах к балету «Ромео и Джульетта» (1942, не осуществлен). На одном эскизе мотив ренессансного палаццо с галереей и башней, текучие формы которых принимали облик человекоподобной фигуры, а в глубине пустынный, тревожный пейзаж с накренившимся треснутым деревом, поддерживаемым костылем; из расщелины ствола выскакивает конь, повисший передними ногами в воздухе и поддерживаемый в таком положении еще одним костылем. Другой эскиз предлагает монументальный образ гробницы, вобрав в себя типичные мотивы ренессансного искусства: и классический портик с ионическими колоннами, на котором возлежит трагическое изваяние усопшей фигуры, закутанной в покрывало и охраняемой тощим псом, притулившимся у ног; и пятиярусные клеимы, обрамлявшие портик со всех сторон (в каждой свой отдельный изобразительный сюжет мемориального характера); и огромный шар, закрывавший портик спереди; и, уже на самом первом плане, перед шаром, треугольная плоскость с ликом-маской и стекающим сплошным потоком волосами и слезами, как бы осеняющими вырезанный в центре ее вход в гробницу. У вас большой дачный участок? Садовый чудо шланг обладает массой полезных функций и поможет справиться с поливом даже отделеных мест.
Если живописные композиции, помещаемые в глубине сцены, являлись постоянно звучащей на протяжении всего представления изобразительной темой и были рассчитаны на длительное мощнейшее воздействие, то занавеси Дали выполняли ту же задачу, только в качестве относительно кратковременных изобразительных «увертюр», предварявших спектакль и дававших сконцентрированное выражение его содержания.