var _gaq = _gaq || []; _gaq.push(['_setAccount', 'UA-37977709-1']); _gaq.push(['_trackPageview']); (function() { var ga = document.createElement('script'); ga.type = 'text/javascript'; ga.async = true; ga.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https://ssl' : 'http://www') + '.google-analytics.com/ga.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(ga, s); })();

Опрос

Какой продукцией вы бы расширили ассортимент интернет магазина Мадам.Му?

Обращение к реальностям среды

29.11.2017

Обращение к реальностям среды, стирание граней между искусством и жизнью часто прокламируется различными течениями «пост-поп» — «после поп-арта». Однако вклад их в конструктивное формирование реальной городской среды незначителен: напоминающая муляжи скульптура стала заменять стереометрические абстракции «минимального» искусства; на глухих брандмауэрных стенах домов появились натуралистические росписи, изображающие иллюзорную архитектуру и даже населяющих ее людей (в таких росписях часто используются приемы, трансформирующие восприятие реального пространства). Основные усилия экспериментаторов, вдохновленных «жизнестроительной эстетикой», замыкаются на чисто иррациональных объектах, существующих вне жизненных реалий — различных «инвайронментах» и «лабиринтах», сооружаемых в выставочных залах.

В конце 1960-х годов выплеснулась в реальное пространство из художественных галерей мода на «земляное искусство». С помощью экскаваторов, бульдозеров и динамита создаются грандиозные рвы, ямы, холмы и насыпи, сплошные и с пустотами внутри. «Спиральная дамба», которую Р.Смитсон соорудил в 1970 году, сбрасывая обломки скал в Большое Соленое озеро (США, штат Юта), имеет длину почти в полкилометра. Сторонники «искусства территории», игнорируя материальность, прочерчивают линиями местность, обрывая, например, цветы на лугу, покрытом одуванчиками. Оборвался ремень грм в автомобиле? Мы можем поменять ремень газораспределения в кратчайший срок.

Художники теоретизируют об освобождении от власти объекта искусства, вовлекаемого в сферу рынка, о творчестве в контакте с природой. Однако абсурдность вторжений в реальную среду, не направляемых ни социальной потребностью, ни эстетическим идеалом, очевидна. Произведения земляного или территориального искусства в лучшем случае бесполезны, в худшем — создают помехи нормальной жизни, как эскапады художника Христо (например, сооруженная в 1974 году в Калифорнии «Большая изгородь» длиной в 40 км).